Закон жкх об управляющих компаниях в сфере 2018

Закон о ЖКХ 485-ФЗ с 1 января 2018 года

Закон жкх об управляющих компаниях в сфере 2018

С начала 2018 года в работе управляющих организаций появилось достаточно много существенных изменений. Они касаются правил лицензирования, работы с ГИС ЖКХ, проведения общих собраний, расширенных полномочий ГЖИ, новых штрафов и других вопросов. В статье мы рассмотрим наиболее важные нововведения с отсылками к конкретным законам о ЖКХ и приведением текстов нормативных документов.

В течение последней недели 2017 года российский президент подписал сразу несколько федеральных законов, положения которых влияют на работу управляющих организаций. Прежде всего, речь идет о 437-ФЗ и 485-ФЗ (их мы приведем в приложении). Чтобы разобраться в большом количестве изменений, рассмотрим наиболее важные из них в соответствующих подразделах данной статьи.

Какие штрафы и за что ждут УК в 2018 году

Важные нововведения в работу управляющих организаций внес 437-ФЗ, который скорректировал ряд положений КоАП. Штрафы за нарушения правил работы с ГИС ЖКХ остались, но оказались снижены.

С 1 января 2018 года УК, не разместившую необходимые сведения в информационной системе или подавшую недостоверные данные будут штрафовать на 5 000-10 000 рублей.

Ранее штраф для управляющих организаций составлял 30 000 рублей.

Штрафные санкции снизились и для администраторов ОСС, которые должны передавать в систему сведения о проведенных собраниях. Их ранее по статье 13.19.2 КоАП штрафовали на 15 000 рублей, теперь в кодексе прописаны следующие суммы:

  • 3 000-5 000 руб. для физических лиц;
  • 5 000-10 000 руб. для должностных лиц.

Прописано в законе о ЖКХ и наказание для оператора ГИС ЖКХ, своевременно не восстанавливающего работоспособность системы. Его будут штрафовать на сумму 150 000-200 000 рублей.

Еще одной новинкой является введение штрафов в пользу потребителя. Если УК неправильно начислила плату за содержание жилья или коммунальные услуги, то владелец квартиры может потребовать от нее уплаты штрафа в размере 50% от суммы допущенного превышения. Штраф будет платиться в пользу собственника за исключением следующих случаев:

  • плата неверно начислена по вине самого жильца;
  • ошибка была устранена до того, как собственник обратился в УК и/или оплатил завышенную сумму.

Подробнее о том, как работать с ГИС ЖКХ и не получить штраф, написано в статье электронного журнала «Управление МКД».

Автоматизация ЖКХ

О необходимости перехода на автоматизированное оборудование в ЖКХ говорят уже давно и на разных уровнях. В конце 2017 года данные инициативы были озвучены на самом верху. Замглавы Минстроя Андрей Чибис рассказал о желании сделать приборы учета «максимально комфортными и автоматическими».

Это нужно для упрощения считывания их показаний, так как жильцов избавят от необходимости проводить данную процедуру самостоятельно или с приглашением сотрудников управляющей организации. По словам Чибиса, переход на цифровое ЖКХ с автоматизацией должен быть проведен без дополнительной финансовой нагрузки на простого потребителя.

О том, как организовать передачу и прием показаний ИПУ электроэнергии, читайте в статье справочной системы «Управление МКД».

Для реализации озвученных планов требуется установка в домах систем, которые автоматически собирают и передают показания счетчиков. Такие решения уже существуют и используются для электроэнергии и воды (холодной и горячей).

При автоматизированном учете регулярное снятие показаний становится максимально простой и понятной для каждой из сторон процедурой, а также появляется возможность в «ручном режиме» отключать неплательщиков. Кроме этого, решается сразу несколько сопутствующих задач:

  • полностью контролируется потребление ресурсов;
  • точно измеряется объем поставленных и потребленных ресурсов в заданный временной промежуток;
  • оперативно собирается и передается информация о текущих показаниях счетчиков;
  • в случае сбоев и аварий все данные сохраняются;
  • счетчики надежно защищаются от вмешательства в их работу без соответствующих санкций;
  • первичные данные о потреблении ресурсов хранятся длительное время;
  • легко формируются отчеты, которые нужно размещать в ГИС ЖКХ или передавать контролирующим органам.

Нововведения в проведении общих собраний

В соответствии со свежими изменениями в законах о ЖКХ совет МКД получает продление своих полномочий на аналогичный срок, если по завершении ранее оговоренного периода его работы не было произведено переизбрание.

Кроме этого, право на участие в общедомовых собраниях получают люди, которые приняли у застройщика квартиру с составлением акта приема-передачи, но еще не прошли процедуру оформления ее в собственность.

Данное право действует на протяжении года с момента введения МКД в эксплуатацию. Эта норма закрепляется в части 1.1 статьи 44 ЖК РФ.

УК, ТСЖ и ЖСК обязуются вести реестр владельцев квартир с их реквизитами, которые передаются инициаторам проведения собраний. Получить такой реестр может любой из собственников на основании письменного заявления.

Оригинал протокола общедомового собрания теперь нужно передавать в управляющую компанию. Организаторы собрания должны сделать это в 10-дневный срок после того, как были подведены итоги мероприятия. УК, в свою очередь, передает эти документы на хранение в Госжилинспекцию. В ГЖИ размещаются именно оригиналы решений и протоколов, а в определенном собранием жильцов месте хранятся их копии.

Лицензирование управляющих компаний

В 485-ФЗ оказалось несколько важных законодательных инициатив, касающихся лицензирования управляющих организаций.

В том числе, в соответствии с новым законом о ЖКХ с 11 января 2018 года возникло новое лицензионное требование. Оно заключается в том, что УК должны иметь уникальные наименования.

Теперь создавать управляющие компании с тождественным или сходным до степени смешения названием запрещено – их не будут допускать к работе.

Причиной появления этой новеллы стало, в первую очередь, недобросовестное поведение отдельных управляющих организаций. Начала распространяться практика, когда УК банкротилась и прекращала существование вместе с собранными с жильцов деньгами, а оставленные ею дома тут же занимал «чистый» клон, зачастую с теми же людьми в числе руководства и учредителей.

Эта законодательная инициатива не ударит по добросовестным управляющим организациям, которые получили схожие названия случайным образом.

В сфере ЖКХ действительно не принято давать компаниям звучные имена, здесь обычно пользуются ограниченным отраслевым лексиконом и общими сокращениями.

Для соблюдения требования об оригинальности необходимо озаботиться изменением тождественного названия. На это дается шесть месяцев, которые отсчитываются с момента вступления закона о ЖКХ в силу – с 11 января.

Государственная жилищная инспекция начнет проверять исполнение лицензионного требования о наименованиях по истечении обозначенного полугодичного срока, то есть с 11 июля. При обнаружении нарушений допустившие их управляющие организации могут лишиться своих лицензий.

По жалобе потребителя лицензиата
проверят внепланово и без уведомления

Елена Ведищева,
редактор журнала «Управление МКД»

ГЖИ может появиться у вас без предварительного уведомления, чтобы провести внеплановую выездную проверку. Достаточно жалобы потребителя.

Чтобы иметь право заключить договор управления, УО должна получить лицензию и соблюдать лицензионные требования. Контролируют деятельность лицензиата органы государственного жилищного надзора — проводят плановые и внеплановые проверки. Когда и на каких основаниях инспекторы проверяют УО, разъяснил Минстрой в письме от 16.02.2018 № 6437-ОГ/06.

Полный текст статьи читайте в журнале «Управление МКД».

Другое важное изменение в части лицензирования УК касается того, что у лицензий теперь появился срок действия.

По новым правилам они выдаются на пять лет, после чего потребуется проходить процедуру продления разрешительной документации. Отсчетной датой здесь также является 11 января 2018 года.

Получается, что к 11 января 2023 года управляющим компаниям потребуется озаботиться продлением действия лицензии.

Новое требование касается списка домов, находящихся в управлении лицензиата. Управляющие организации, у которых в течение шести месяцев не появляется информации о находящихся в обслуживании МКД, лишаются лицензий.

Аннулирование разрешительного документа в данном случае нужно для того, чтобы убрать с рынка «пустышек», которые создаются действующими УК на случай банкротства и оперативной миграции вместе с жилищным фондом в заранее подготовленную компанию.

Чтобы не лишиться лицензии, управляющей компании нужно вести деятельность и официально обслуживать хотя бы один дом.

Поменялся также срок, в который УК должна начать исполнять свои обязательства перед владельцами квартир в многоэтажке. Теперь этот момент определяется датой, когда были внесены корректировки в реестр лицензий, связанные с заключением договора управления. Данная процедура описывается в части 7 статьи 162 ЖК РФ.

Управляющей организации дается 5 дней с момента подписания договора управления на то, чтобы внести необходимую информацию в ГИС ЖКХ, а также отправить сведения в Госжилинспекцию. У ГЖИ с момента получения сообщения появляется обязательство о внесении корректировок в список домов лицензиата. Она должна сделать это в течение 10 дней. Данный срок может быть продлен до 30 дней, если:

  • не предоставлены все необходимые документы;
  • на дом претендуют другие управляющие организации;
  • есть другие причины, закрепленные в приказе Минстроя №938/пр от 2015 года.

Регламентируется также процедура вывода МКД из списка объектов, обслуживаемых лицензиатом. При прекращении управления домом УК в соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ за 3 дня должна передать новой управляющей организации:

  • ключи от замков, закрывающих помещения, включенные в состав общедомового имущества;
  • техническую документацию и прочие документы, относящиеся к управлению МКД;
  • электронные коды, обеспечивающие доступ к оборудованию и прочие технические средства, которые нужны для эксплуатации МКД.

По новым законам о ЖКХ с 2018 года управляющей организации с момента исключения информации о доме из реестра лицензий запрещается вести какую-либо деятельность, связанную с управлением многоэтажным домом. Прежде всего, это закрепленное в законодательстве правило касается начисления платы за жилье и коммунальные услуги, взимания денег с жильцов и выставления платежных документов.

Расширение полномочий ГЖИ

485-ФЗ изменил текст статей 20 и 196 ЖК РФ, в результате чего у Госжилинспекции появились дополнительные поводы для проведения проверок. Теперь ГЖИ могут проверять управляющую компанию в следующих случаях:

  • вскрылись нарушения правил содержания общедомового имущества (ПП №491);
  • вскрылись нарушения правил, по которым предоставляются коммунальные услуги, а также приостанавливается и ограничивается их предоставление (ПП №354);
  • имеется соответствующее распоряжение или приказ от главного жилищного инспектора страны.

Эксперты отметили, что в практической плоскости особых изменений не произошло.

Инспектор ГЖИ при визите в управляющую компанию и ранее проводил проверку того, как она выполняет требования правительственных постановлений № 491 и №354.

Если обнаруживались нарушения правил, прописанных в указанных ПП, то Госжилинспекция накладывала соответствующие штрафы. Изменилось только то, что теперь подобные проверки оказались утвержденными на законодательном уровне.

Модернизация ГИС ЖКХ

Постепенное разворачивание работы ГИС ЖКХ сопровождается продолжающимися изменениями законодательства. Так, в 437-ФЗ от 28 декабря 2017 года были прописаны корректировки части 2.

2 статьи 155 ЖК РФ, которые прекратили разговоры о возможности неоплаты собственником квитанции, если платежный документ не размещен в ГИС ЖКХ.

Возможность не платить по этому поводу не появилась, так как она признана способной подорвать и без того далекую от идеала платежную дисциплину граждан.

У управляющих компании были опасения о том, что закон о ЖКХ с 1 января 2018 года введет жесткие санкции за несоблюдение требований относительно работы с ГИС ЖКХ.

Больше всего УК боялись того, что такие несоответствия будут признаваться нарушениями лицензионных требований в соответствии с частью 2 статьи 14.3 КоАП РФ. В этом отношении новости для управляющих компаний оказались хорошими.

Законодатели не стали назначать УК, не разместившие в ГИС ЖКХ необходимые сведения, или разместившие недостоверную информацию нарушителями лицензионных требований.

На наших бесплатных вебинарах наши эксперты рассказывают о практических аспектах работы с ГИС ЖКХ:

В то же время размещение сведений осталось в числе лицензионных требований для управляющих организаций. По новому закону о ЖКХ такое условие должно соблюдаться с начала 2018 года. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе (три существующих в России города федерального значения) данное требование станет лицензионным с 1 июля 2019 года.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102565-chto-novogo-v-jkh-s-1yanvarya-2018-goda

Новые обязанности управляющих компаний перед жильцами

Закон жкх об управляющих компаниях в сфере 2018

Правительство утвердило новые обязательства управляющей организации перед собственниками квартир. Это было сделано Постановлением Правительства 27.03.2018 № 331. Какие новые права появились у собственников и какие дополнительные услуги должна предоставлять организация, управляющая многоквартирным домом?

Мы подготовили для вас подробное и интересное описание всех нововведений, а вы за это поставьте лайк статье и подпишитесь на наш канал о ЖКХ, вам же не сложно, правда?

Осмотр общего имущества

Появилось детальное регулирование осмотра общедомового имущества. Осмотры необходимы для определения перечня работ и услуг, которые оказывает управляющая организация. В свою очередь от этого зависит размер платы за содержание общего имущества.

По новым правилам осмотры делятся на текущие, сезонные и внеочередные. Периодичность текущих осмотров зависит от технической документации на дом, материалов, из которых изготовлены отдельные элементы дома.

Сезонные осмотры будут проводится два раза в год. Весенние осмотры надо проводить после таяния снега или после окончания отопительного сезона.

Правительство специально подчеркнуло, что по итогам весеннего осмотра корректируется объем работ по текущему ремонту дома. Обратите внимание, что корректируется объем работ, а не их перечень.

Почему? Потому что перечень работ устанавливается договором управления, а вносить изменения в договор каждый год – это затратная процедура.

Осенние осмотры будут проводится перед началом отопительного сезона и будут нацелены на проверку готовности многоквартирного дома к отопительному сезону.

Внеочередные осмотры будут проводится после произошедших аварий, стихийного бедствия.

Результаты осмотров будут отражаться в журнале осмотра, который теперь признается частью технической документации на дом.

Все это теперь предусмотрено пунктом 13.1 Постановления Правительства от 13.08.2006 № 491.

Плата за содержание общего имущества утверждается по новому

Размер платы за содержание общего имущества определяется общим собранием собственников помещений в доме. При этом управляющая организация вправе предоставить собственникам предложение по размеру платы. Правительство конкретизировало порядок, в котором управляющая организация выходит со своим предложением к собственникам:

1) планируемый размер платы должен быть сообщен собственникам за 30 дней до проведения общего собрания, на котором будет утвержден тариф;

2) проект тарифа должен быть размещен на информационных досках возле каждого подъезда;

3) проект должен содержать расчет тарифа и его обоснование. Если размер тарифа будет больше, чем минимальный тариф, установленный органами власти, то управляющая организация дополнительно должна обосновать превышение тарифа. В этом случае собственникам должны сообщить о стоимости каждого вида работ и услуг, которые собирается оказывать управляющая организация.

Аварийки будут работать по новым правилам

Мы уже писали, что появились нормативные сроки устранения засоров, ликвидации аварий (см. Новые права собственников квартир).

Однако Правительство также детально отрегулировало, в каком порядке исполняются заявки собственников в аварийку:

1) сведения о каждой заявке собственников должны быть включены в специальный журнал;

2) собственнику должны сообщить номер заявки и срок, в течение которого заявка будет исполнена;

3) если необходим доступ в помещение собственника, то аварийка должна сообщить об этом, а также сообщить о времени прибытия специалистов, их имя и фамилию. У прибывших сотрудников должен быть опознавательный знак с указанием организации.

Эти правила начнут действовать с 2019 года.

Прием собственников по новым правилам

По новым правилам, которые начнут работать с 2019 г., управляющая организация должна обеспечить прием граждан либо в своем помещении, либо в помещении МФЦ. При этом специально указано, что представительство управляющей организации должно располагаться в том же городе, в котором осуществляется управление домами.

Доски возле подъездов

Правительство регламентировало, какие сведения теперь будут размещаться на досках возле подъездов. Самое интересное, что теперь на досках будут сведения о предстоящих работах, проверках оборудования, восстановительных работах и вообще о любых иных мероприятиях организации, которые могут повлечь неудобство для собственников.

Новые сроки ответов на обращение

Теперь детально регламентированы сроки ответа на обращение собственников. В течение 3 рабочих дней собственникам будут предоставлять:

1) информацию об объеме коммунальных услуг и ресурсов;

2) копию акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника;

3) копию акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ;

4) копию акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами.

По любым иным запросам управляющая организация должна направлять информацию в течение 10 дней.

Заявитель и собственник: в чем разница?

Правительство ввело деления на заявителя и собственника. Заявителями считаются лица, которые не являются собственниками или пользователями помещений в доме. Таким лицам ответы на запросы предоставляются в течение 30 дней. Собственникам же и пользователям ответы предоставляются в указанные выше сроки.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a32286377d0e6afcba2ae7e/5ac72deffd96b1a55c08ee13

Законодательство о деятельности управляющих компаний

Закон жкх об управляющих компаниях в сфере 2018

Управляющие компании представляют собой юридические лица, осуществляющие деятельность на коммерческой основе. Они открываются с нуля или на базу уже существующих организаций.

Для осуществления деятельности требуется:

  • собрать необходимые документы;
  • зарегистрироваться;
  • получить лицензию и т.д.

Выделяют несколько видов управляющих компаний, но закон об управляющих компаниях в сфере ЖКХ в 2018 году.

Права и обязанности

Обязанности управляющей компании включают в себя, прежде всего, содержание и ремонт общего имущества.

К дополнительным обязательствам относятся:

  • иные ремонтно-эксплуатационные работы;
  • организационная деятельность.

Управляющие организации обладают правом на получение денежных средств в качестве оплаты деятельности.

Вопрос об управляющих компаниях, их лицензировании и осуществлении деятельности подробно регламентируется законодательной базой.

  1. Важнейшим нормативно-правовым документом является ЖК РФ. На его основе могут создаваться постановления, указы и инструкции, но они не должны вступать с ним в противоречие.
  2. Постановление Правительства №491 от 2006 года.
  3. Постановление правительства № 354 от 2011 года.
  4. Отдельные статьи ГК РФ и КОАП РФ.

Закон об управляющих компаниях в сфере ЖКХ

Нормативно-правовым документом, регулирующим деятельность управляющих компаний, является ЖК РФ.

В 2011 году путем принятия ФЗ в этот закон были внесены изменения, на основании которых:

  • ликвидируются ЖЭК, находящиеся на государственном управлении;
  • учреждаются управляющие компании и товарищества, осуществляющие деятельность на коммерческой основе.

Закон управляющих компаний в сфере ЖКХ порядок выбора управляющей организации и условия её деятельности. Все эти вопросы обсуждаются на общем собрании.

Если мнение разделяется, то проводится ание. Выбор устанавливается при количестве 50% + 1.

Открытый конкурс управляющих компаний – мероприятие, порядок организации которого устанавливается исполнительными органами субъекта РФ.

Вводящий штрафы

Закон, вводящий штрафы на УК – КОАП РФ. В соответствии с этим документом при несоблюдении обязательств, установленных договором, нарушении санитарно-эпидемиологического состояния подъездов и т.д. на управляющую компанию налагается материальная ответственность.

Размер штрафов берет начало от 10000 руб. на юридические лица и может достигать 100000 руб. и более.

Невыполнение обязательств может сопровождаться не только штрафными санкциями, но и такими мерами, как отстранение от работы и прекращение действия лицензии.

О лицензировании

В соответствии с законом о лицензировании регулирование процесса получения лицензии происходит инспекцией по жилищным делам. Она самостоятельно проверяет всю поданную документацию, после чего передает её на рассмотрение лицензионным комиссиям.

Её задачи – выявление и предотвращение нарушений УК.

 Для получения лицензии требуется сдать экзамен. К нему не будут допущены организации, наименование которых включено в Реестр дисквалифицированных лиц жилищного фонда.

К лицензионным требованиям относится:

  • отсутствие судимостей за преступную деятельность (в том числе, в экономической области);
  • соблюдение требований к раскрытию сведений о деятельности;
  • наличие квалификационного аттестата и т.д.

Чтобы компания получила допуск к лицензии, руководитель сдает экзамен. Перечень вопросов и порядок определения результатов устанавливается постановлением Правительства РФ.

К компании предъявляются дополнительные лицензионные требования:

  • заявление, оформленное в соответствии с установленной формой;
  • регистрация заявителя в РФ;
  • наличие помещений для проведения деятельности, а также оборудования;
  • присутствие учредительной документации;
  • руководство должно обладать квалификационным аттестатом.

ЖК РФ устанавливает ряд положений, в соответствии с которыми лицензия аннулируется:

  • сокращается число многоквартирных строений более чем на 15% от числа за год, указанного в приложении к лицензии;
  • нарушаются лицензионные требования, установленные ЖК РФ.

Важно, что не все УК должны заниматься получением лицензии.

От этой процедуры освобождаются:

  • компании, созданные владельцами квартир;
  • ЖК или потребительные кооперативы, учрежденные в пределах одного многоквартирного дома.

О раскрытии информации

Управляющие компании, осуществляющие свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, обязуются предоставлять собственникам квартир отчеты о проделанной работе.

Это необходимо для того, чтобы жильцы знали – переданные денежные средства необходимы для оплаты коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 161 ЖК РФ УК должна обеспечить для каждого владельца жилой площади доступность любых сведений о работе.

Следовательно, собственники имеют право требовать у УК отчета о проделанной работе.

Регламентирующий деятельность

В соответствии с законодательными нормами ЖК РФ, управляющая компания является организацией, проводящей управление домами в соответствии с соглашением владельцев помещений.

Договор имеет возмездный характер, поскольку оба участника сложившихся правоотношений имеют права и обязанности.

Договор имеет несколько особенностей:

  • заключается в письменной форме;
  • включает в себя перечень прав и обязательств каждой стороны (устанавливаются по взаимному соглашению, но не должны вступать в противоречие с действующим законодательством);
  • вступает в силу только после подписи обеих сторон.

Здесь представлен образец договора с управляющей компанией.

Об ответственности

Законом об ответственности управляющих компаний предусматривается их главная обязанность – соблюдение условий договора, заключенного с жильцами одного или нескольких многоквартирных домов.

В противном случае, они могут обратиться с жалобой в государственные органы, что повлечет за собой ответственность управляющих организаций.

Куда обращаться при нарушениях?

При обнаружении нарушения для начала требуется составить заявление в управляющую компанию.

На бумаге требуется указать:

  • должностное лицо, которому она направляется;
  • ФИО заявителя (лучше, если она будет составлена коллективно);
  • текст обращения, указывающий на возникшую проблему;
  • пути её решения;
  • требование о приеме ряда действий;
  • дата составления;
  • подписи заявителей.

Заявление составляется в двух экземплярах, один направляется в УК, другой остается у заявителей (на нем должна стоять отметка о принятии на рассмотрение).

Здесь можно скачать образец заявления в управляющую компанию.

Если управляющие компании не дают ответа или не спешат предпринимать никаких действий, то составляется жалоба в инспекцию по жилищным делам или претензия в прокуратуру.

Тут представлен образец претензии в прокуратуру на управляющую компанию.

Если дело снова не было улажено в соответствующем порядке, то иск подается в суд. Судебная инстанция – последний орган, способный воздействовать на УК путем вынесения решения.

На видео о законодательстве по работе УК

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://77metrov.ru/zakon-ob-upravljajushhih-kompanijah-v-sfere-zhkh.html

Какие обязанности у управляющей компании в сфере ЖКХ по содержанию и ремонту многоквартирного дома?

Закон жкх об управляющих компаниях в сфере 2018

Сейчас жильцы часто сталкиваются с тем, что управляющая компания нарушает их права.

Однако еще более плачевно то, что сами жильцы обычно даже не подозревают о том, что они нарушаются.

Поэтому стоит разобраться в том, что входит в прямые обязанности управляющей компании в сфере ЖКХ по содержанию и ремонту домов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по телефонам бесплатной консультации:

Обязанности управляющей компании ЖКХ по закону

Деятельность управляющих компаний регулируется законодательством. Законодательная база, устанавливающая права и обязанности УК, содержится в Жилищном кодексе РФ. В частности, это оговаривается в 161-162 статьях.

Жилищный кодекс

УК должна обеспечить жильцов подходящими и безопасными условиями проживания, а также достойное содержание общей собственности, решать проблемы его использования и предоставлять жильцам коммунальные услуги.

Так гласит первый пункт 161 статьи ЖК.

Его первый подпункт вносит больше конкретики в вопрос содержания общего имущества и дает более четкую формулировку.

Согласно ему, УК обязана:

  1. Соблюдать санитарно-эпидемиологические требования и правила пожарной безопасности, в целях сохранения надежности дома и благополучия жильцов;
  2. Сохранять уровень безопасности, подходящий для поддержания жизни и здоровья людей, хранение их владений, а также собственности государства и муниципалитета;
  3. Давать жильцам доступ к использованию помещений и общей собственности владельцев жилья;
  4. Соблюдать права и интересы владельцев жилья в многоэтажном доме, если это не противоречит законодательству;
  5. Поддерживать коммуникационную систему в хорошем состоянии, а также следить за исправностью приборов для учета и прочих видов всеобщего оснащения;
  6. Осуществлять поставки ресурсов, необходимых для обеспечения жильцов коммунальными услугами.

Управляющая компания возлагает на себя обязанность за общую собственность в конкретном многоквартирном доме и за поставку коммунальных услуг, вне зависимости от степени благоустройства этой недвижимости.

Качество обслуживания в любом случае должно соответствовать государственным требованиям и правилам, которые указаны в Жилищном кодексе.

При этом УК несет ответственность не только перед государством или муниципалитетом, но и непосредственно перед жильцами.

Также управляющая компания обязана обеспечивать для жильцов доступ к сведениям о ее финансово-хозяйственной деятельности, об услугах, которые она оказывает, и о порядке их оказания.

Она должна осведомлять жильцов о стоимости и тарифах на все предоставляемые ей услуги.

В 162 статье оговариваются правила заключения соглашения управления многоквартирным домом, которое заключается между УК и всеми собственниками его помещений. Данный документ стоит рассмотреть отдельно, так как он имеет под собой достаточно объемную законодательную базу.

Договор управления

Данный документ может быть заключен лишь с УК, которая имеет разрешение на такую деятельность.

В противном случае, организация не будет соответствовать требованиям, которые установлены законом, и следовательно не имеет права на заключение подобных соглашений.

При его заключении необходимо собрать всех владельцев жилья в этом доме.

Согласно второму пункту, соглашение по управлению домом означает, что УК обязуется:

  • Выполнять свою работу в срок, за установленную плату;
  • Проводить ремонт и обеспечивать содержание общей собственности владельцев помещений;
  • Предоставлять им коммунальные услуги;
  • Проводить другую управленческую деятельность.

При этом, список работ и услуг, которые входят в обязательства УК, должен быть указан в соответствующем соглашении.

Образец типового договора управления многоквартирным домом с управляющей компанией Вы можете скачать здесь.

Начать выполнение условий соглашения компания должна не позже, чем в течение одного месяца после его подписания. Однако если в соглашении указан иной срок, то УК обязана приступить к работе в течение указанной даты.

За месяц до окончания срока действия договора, УК должна передать всю документацию на данный дом управляющей организации, которая была выбрана. А также УК обязана давать владельцам квартир регулярные отчеты о своей деятельности.

Иные нормативные акты

Согласно иным документам, управляющая компания должна содержать в надлежащем состоянии придомовую территорию закрепленного за ней многоквартирного дома.

Придомовой территорией принято считать участок земли, который закреплен за конкретным объектом недвижимости.

Контролировать факт и качество выполнения работ по содержанию данной территории должны жильцы.

А следить необходимо за следующим:

  1. За тем, чтобы УК регулярно выполняла уборку придомовой территории;
  2. Проводила ее озеленение;
  3. Вовремя вывозила все бытовые отходы;
  4. Устанавливала на территории детские площадки, лавочки и прочее.

Рекомендуем прочитать статью, о том, как нужно выбирать квартиру для покупки, здесь.

Права

Кроме обязанностей, законодательство и нормативные акты устанавливают права УК.

Жильцам также необходимо их изучить, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нарушив одно из прав организации.

Итак, УК имеет право на:

  • Получение дохода;
  • Взыскание долгов с жильцов;
  • Лишать жильца определенного ресурса за долги;
  • Начислять пени.

По сути, доход управляющей компании зависит от тарифа на оплату ее услуг.

Организация имеет полное право на его повышение, однако лишь при проведении собрания владельцев квартир и предоставлении сметы.

Конечно, на собрании увеличение тарифа может быть не одобрено, и в таком случае УК обязана продолжить работу в прежнем режиме. На взыскание долгов УК имеет право, но только через суд.

Однако можно обойтись и без суда, попросту отключив поставку коммунальной услуги, за которую не платит должник.

На последнее УК также имеет полное право. Его дает 354 Постановление. Но это возможно лишь в том случае, если ресурс поставляется жильцу через данную организацию, а не от ресурсоснабжающей организации напрямую.

Еще одним способом борьбы с должниками является право на начисление им пени. Это разрешает 14 пункт 155 статьи ЖК. Пени начисляется с 91 дня просрочки.

Функции

Разобравшись со всеми законами и нормативными актами, которые устанавливают права и обязанности УК, стоит четко разобраться в том, что все-таки входит в обязательства организации, а что нет:

  • ОбслуживаниеВ обязанности УК входит наем организаций, которые специализируются на такой деятельности. При найме, компания заключает с ней договор.
  • УК не обязана осуществлять данную деятельность. Она лишь нанимает обслуживающую компанию и контролирует ее работу в конкретном доме.

  • Ремонтные работыДанная обязанность указывается в соглашении по управлению и в 161 статье. УК обязана проводить работы по сохранению состояния конкретного объекта недвижимости и его улучшению.В этот пункт также входит:
    1. Контроль над предоставлением коммунальных услуг;
    2. Контроль за их оплатой;
    3. Организация ремонтных работ;
    4. Сохранение безопасности и надежности многоквартирного дома.
  • Коммунальные услуги
  • УК должна обеспечить жильцов коммунальными услугами, путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, следить за их качеством и своевременной оплатой.Советуем прочитать статью о том, как правильно сделать перерасчет коммунальных услуг за время вашего отсутствия.

  • Уход за придомовой территориейОрганизация должна следить за придомовой территорией, а также выполнять ее уборку, озеленение и улучшение. Это регулируется условиями соглашения между жильцами и УК.
  • Технический контрольОрганизация обязана следить за качеством работы приборов учета, прочего оборудования и системы коммуникаций. Также, необходимо выполнять их ремонт и прочие работы, направленные на сохранение их в надлежащем состоянии.
  • ПерерасчетПерерасчет является больше правом, чем обязанностью УК. Однако организация все же обязана проводить перерасчет тарифов и стоимости оказываемых жильцам услуг.
  • Финансовое обеспечениеУК может и должна получать финансовое обеспечение для проведения ремонтных работ и работ по содержанию общей собственности владельцев квартир. Обычно, такими средствами ее обеспечивают сами жильцы.

Источник: https://kvartirgid.ru/zhkh/sfera-obyazannosti-upravlyayushhej-kompanii-po-soderzhaniyu-i-remontu.html

Изменения в сфере управления многоквартирными домами в 2018 году

Закон жкх об управляющих компаниях в сфере 2018

25 января на вебинаре «485-ФЗ, или Изменения в сфере управления МКД» Елена Шерешовец рассказала, какие изменения в законодательство сферы управления МКД внесли Федеральные законы, принятые в последние дни 2017 года.

Делимся основными мыслями: что может послужить поводом для проверки ГЖИ, что изменилось в лицензировании управляющих организаций, как хранить и передавать документы ОСС по новым правилам и зачем УО вести реестр собственников.

Гис жкх и проверки гжи

В последнюю неделю 2017 года президент РФ подписал пять федеральных законов, которые важно изучить управляющим компаниям:

Федеральный закон от 28.12.2017 № 437-ФЗ внёс поправки в ч. 2.2 ст. 155 ЖК РФ, отменил норму о том, что при неразмещении платёжного документа в ГИС ЖКХ собственник может не оплачивать квитанцию.

Управляющие организации боялись штрафов за ГИС ЖКХ с 1 января 2018 года. Особенно штрафа за нарушение лицензионных требований по ч. 2 ст. 14.3 КоАП РФ. Хорошая новость – законодатели передумали, и неразмещение сведений или неразмещение достоверной информации в системе теперь не влечёт штрафа за нарушение лицензионных требований.

Несмотря на отмену штрафов, размещение информации в ГИС ЖКХ – лицензионное требование для управляющих организаций с 1 января 2018 года (Федеральный закон от 28.12.2016 №469-ФЗ). Исключение составляют города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. Для них заполнение ГИС ЖКХ станет лицензионным требованием с 1 июля 2019 года.

Штрафы по ст. 13.19.2 КоАП РФ уменьшились. Теперь за за неразмещение или неправильное размещение информации в ГИС ЖКХ управляющая организация может получить штраф от 5 000 до 10 000 рублей.

Если администратор ОСС в срок не разместит в системе сведения о собрании, на него будет наложен штраф в размере от 3 000 до 10 000 рублей.

Неполадки в работе ГИС ЖКХ не останутся безнаказанными. Теперь предусмотрена административная ответственность и для оператора системы. Если он своевременно не предпримет мер для восстановления работоспособности ГИС ЖКХ, его могут оштрафовать на сумму от 150 000 до 200 000 рублей.

Федеральный закон от 31.12.2017 № 485-ФЗ внёс изменения в ст. ст. 20, 196 ЖК РФ – у ГЖИ появились новые поводы для проверок.

Орган ГЖН может проверить управляющую организацию, если:

  • выявлены нарушения требований правил содержания общего имущества МКД (ПП РФ № 491);
  • выявлены нарушения правил предоставления, приостановления и ограничения предоставления КУ (ПП РФ № 354);
  • есть приказ или распоряжение главного жилищного инспектора РФ.

Елена Шерешовец отметила, что особых изменений на самом деле не произошло, так как государственный жилищный инспектор, приходя в управляющую организацию, всегда проверял выполнение требований ПП РФ № 491 и ПП РФ № 354. ГЖИ штрафовала за нарушения этих правил, указанных в этих постановлениях и раньше. Просто теперь такие проверки законодательно утвердили.Штрафы за нарушения при раскрытии информации в 2018 году

Новое лицензионное требование и срок действия лицензии

Федеральный закон от 31.12.2017 № 485-ФЗ удивил всех. 11 января 2018 года появилось новое лицензионное требование для управляющих организаций – отсутствие тождественности или схожести до степени смешения наименований УК.

Проблема с УК-клонами получила решение, теперь названия управляющих компаний должны быть оригинальными. Все тождественные названия нужно сменить в течение 6 месяцев с момента вступления № 485-ФЗ в силу, то есть с 11 января 2018 года.

С 11 июля 2018 года ГЖИ начнут проверки выполнения этого лицензионного требования и если найдут нарушения, провинившиеся управляющие компании могут потерять лицензии.

Ещё одно изменение в области лицензирования управляющих организаций – у лицензий появился срок действия. Теперь они предоставляются на 5 лет, по истечении срока лицензии нужно будет продлевать.

Действие начинает исчисляться с момента вступления в силу Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ, то есть с 11 января 2018 года. К 11 января 2023 года действие лицензий управляющих организаций закончится.

Судебный спор не повод для отказа внести изменения в реестр лицензий

Добавление и исключение МКД из перечня лицензиата

Появилось новое требование перечню домов лицезиата. Если в течение 6 месяцев в реестре лицензий субъекта РФ отсутствуют сведения о домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, такая лицензия аннулируется.

Также изменился срок, в который управляющая организация должна приступить к выполнению своих обязательств перед собственниками помещений в МКД. Теперь это дата внесения изменения в реестр лицензий в связи с заключением договора управления (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ).

В течение пяти рабочих дней с момента заключения договора управления УО обязана разместить в ГИС ЖКХ информацию и направить сведения в орган ГЖН. ГЖИ, в свою очередь, в десятидневный срок обязана внести изменения в перечень домов лицензиата. Этот срок может быть продлён до 30 дней в случае, если:

Немного расскажем и об исключении МКД из перечня домов лицензиата. Если управляющая организация прекратила управление домом, согласно ч. 10 ст.

162 ЖК РФ, в течение трёх рабочих дней она должна передать новой УО:

  • техническую документацию и иные, связанные с управлением многоквартирным домом документы;
  • ключи от помещений, входящих в состав общего имущества;
  • электронные коды доступа к оборудованию и иные технические средства, необходимые для эксплуатации МКД.

Теперь с момента исключения сведений об МКД из реестра лицензий управляющей организации запрещено осуществлять деятельность по управлению МКД – начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платёжные документы.Как внести и как исключить дом из реестра лицензий субъекта РФ

Хранение документов ОСС и ведение реестра собственников

Внесены изменения в ст. 46 ЖК РФ. Теперь после проведения общего собрания собственников в управляющей организации должны храниться копии протокола и решений собственников. Оригинал протокола передаётся в ГЖИ.

Инициатор собрания в десятидневный срок передаёт оригинал протокола в УО. Управляющая организация в течение 5 дней направляет его в ГЖИ и размещает электронный образ документа в системе.

Если возникнут судебные споры, оригиналы документов придётся запрашивать в ГЖИ.

Федеральный закон от 31.12.2017 № 485-ФЗ обязал управляющие организации вести реестр собственников помещений в МКД. Согласно ч. 3 ст. 45 ЖК РФ, в нём должны содержаться:

  1. Фамилия, имя, отчество собственника.

    Если собственник юридическое лицо – полное наименование и государственный регистрационный номер.

  2. Номер помещения в МКД.
  3. Размер доли в праве общей собственности на общее имущество в МКД.

Управляющая организация должна предоставить реестр собственников при обращении собственника или иного лица, инициирующего ОСС, в течение пяти дней. Согласие собственников на передачу персональных данных, содержащихся в реестре, не требуется (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ).

На онлайн-семинаре Елена Шерешовец рассказала и о других нюансах, которые нужно знать управляющим организациям: что будет за воспрепятствование действиям жилищной инспекции, в чём отличие «грубых» и «негрубых» нарушений лицензионных требований, как распределить «экономию» на доме и какие изменения затронули Совет МКД. Чтобы разобраться во всех нововведениях, смотрите видеозапись.

Организовать и провести юридически грамотное общее собрание собственников помещений в МКД, подготовить к нему реестр собственников вы можете с помощью сервиса «ОСС на 100%».Управляющие организации обязали вести реестр собственников

Источник: https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/8457/izmeneniya-v-sfere-upravleniya-mkd-v-2018-godu

Прав-Защитник
Добавить комментарий